Читая Пушкина.
Добавлено: Вт дек 29, 2009 12:38 am
Про Пушкина слыхали все. За почти 200 лет его тексты разжёваны пушкиноведами вдоль и поперёк. Можно ли сказать о его текстах что-то новое?
Думаю, можно.
Хочу немножко порассуждать о его рассказе «Станционный смотритель» из цикла «Повести Белкина».
Кто не помнит, фабула рассказа проста.
У некоего станционного смотрителя, то есть начальника ямской станции на тракте, есть любимая юная дочь-красавица. Проезжий петербургский офицер сманивает её и увозит с собой. Через какое-то время расстроенный папаша едет в Петербург с целью забрать обесчещенную офицером дочь под отчий кров.
Офицер встречает его неприветливо и норовит грубо выставить за дверь. Разговор их короток. Офицер заявляет, что намерен жениться на дочери безутешного папаши, после чего суёт тому денег и выталкивает за дверь.
Папаша на этом не успокаивается и начинает следить за офицером, чтобы узнать, где тот держит его дочь. Поиски оканчиваются успешно.
Папаша заходит в квартиру, которую снимает для его дочери похититель, и застаёт там милующуюся парочку с поличным. Дочурка визжит и падает в обморок, офицер банально бьёт папочке морду и спускает его с лестницы.
Расстроенный папаша удаляется.
Знакомые советуют папику жаловаться государю, но папик забивает на всё болт и уезжает несолоно хлебавши.
Через несколько лет он умирает. После его смерти к нему на могилку приезжает богатая барыня (непутёвая дочь) и плачет на кладбище.
Занавес.
– Ну и что? – спросит современный читатель.
А то, что поведение героев совершенно ненормально с точки зрения «понятий» того времени. В литературной критике «пушкиноведов» это почему-то игнорируется. Лопочут о некоей «притче», о некоей вариации на тему «блудного сына», разыскивают некий «сакральный» смысл, рассуждают о «трудной жизни» «маленького человека» и т.п.
А мне кажется, всё было совершенно не так.
Поедем с начала.
Похищение? В общем-то, банальщина. Не счесть глупых девиц, которых весёлые кавалеры умыкнули из родительского дома. Для некоторых это кончилось счастливо, для большинства – борделем и панелью. Эту часть мы проскакиваем без комментариев.
Далее папаша едет в Петербург и встречает там похитителя.
И начинаются «непонятки».
Если бы похититель НЕ ХОТЕЛ жениться на похищенной дочери, его поведение, описанное в повести, было бы совершенно нормальным. Именно так бы офицер и поступал – совал деньги и бил морду.
Точно так же, дочь, вступившая на «путь порока» и ставшая куртизанкой-содержанкой, совершенно спокойно смотрела бы, как её неумытого провинциального папашу спускают с лестницы.
Но офицер ХОЧЕТ жениться. А дочь – не «порочная девка», а НЕВЕСТА человека благородного сословия.
А ведут они себя…
Как ДОЛЖНЫ были вести себя офицер и дочь по нормам морали того времени? Даже не должны.
ОБЯЗАНЫ.
Упасть на колени, молить о прощении и просить родительского благословения. То, что папик – мещанин, а офицер – дворянин, в данном случае не имеет никакого значения. В описанное время браки дворян с девицами из мещанского и купеческого сословий и однодворками уже никого не шокировали и стали довольно обычными. И требовали обязательного и безусловного соблюдения всех «понятий».
Выгнать папашу невесты и набить ему морду по тем временам было ОГРОМНЫМ скандалом. Это сейчас к такому могут отнестись легко, посмеяться и похихикать. А тогда…
Скажем так, у новоиспечённой дворянки были бы большие проблемы среди её нового дворянского окружения. ТАКИЕ скандалы женская часть «общества» не прощала. Подвергали остракизму и фактическому бойкоту за меньшее.
Поэтому, как бы дочь ни относилась к отцу (в рассказе утверждается, что она его «типа любила»), в первую очередь она сама была заинтересована «разрулить» ситуацию мирно и тихо. И жениху сказала бы: «Если ты меня любишь, мы должны молить папеньку о прощении и просить родительского благословения».
А поступают они в точности наоборот. Словно специально нарываются на скандал, ничего хорошего в перспективе не сулящий. В первую очередь – будущей жене. Офицеру что – его из «мужской» тусовки не выгонят, пить и в карты играть с ним приятели не откажутся.
А вот новоиспечённую дворянку с таким «хвостом» в «дамское» общество не примут однозначно.
Но нашим влюблённым всё нипочём. Они будто абсолютно уверены, что папик никуда жаловаться не побежит и скандальничать не будет.
Поведение папаши так же совершенно непонятно. Папаша, между прочим, тоже «любит» свою «кровиночку».
Неужели НОРМАЛЬНЫЙ отец того времени, не изверг (а папаша описан, как нормальный, любящий отец, души в своей дочке не чающий), не обрадовался бы, что дочь «по чести» в «благородное» сословие выйдет?
И простил бы, и благословил бы, и расплакался бы от умиления и от радости за обожаемое любимое дитя.
Казалось бы, проблема выеденного яйца не стоит. И почвы для раздувания конфликта нет никакой. Всего-то старичку и надо было, чтобы его с дочкой любимой не разлучали. Неужели в поместье офицера для старичка уголочка бы не нашлось? Смотрел бы на дочку, тетешкался с внучатами, жил да радовался.
Ну вышло временное недоразумение. Бывает. Всё можно было отлично уладить к обоюдному согласию.
А что делают эти «переговорщики»? Складывается впечатление, что «договориться» ни одна сторона даже не пытается.
Папа: «Отдавай дочку, и не еб…т ни разу!»
Жених: «Пошёл на х…у, старый козёл!»
Дочка: «Бей папочку, любимый, только не очень больно!»
Уж да!
А почему папик, несмотря на советы знакомых, жаловаться не побежал?
Про государя Николая Павловича писали и говорили всякое – и чёрное, и белое. Но в одном сходятся все – «порядок» любил. И шкуру за «беспорядок» драл, не взирая на чины.
Так что жалоба папика вполне могла быть успешна.
Но не стал папик жаловаться. Уехал по-тихому в свой городишко и помер, так и не получив от любимой дочери весточки и не увидев внуков.
Печальная, в общем, история.
И странная.
Ну а теперь мысленно представим, что девочка Дуня была…
Девочка Дуня была, к примеру…
Была… мальчиком Алёшенькой.
И всё становится на свои места.
Поведение всех героев сразу становится «нормальным» и понятным.
Что ещё остаётся делать офицеру, кроме как сначала совать папику деньги, а потом бить ему морду и (в рассказе об этом не говориться) обещать закопать в лесу?
И то, что сын, наряженный барышней «по самой последней дамской моде» и сидящий на коленях у жениха, завидев папашу не молит у него о прощении и благословении, а тупо впадает в панику и хлопается в обморок, тоже не удивляет.
И то, что папик никуда жаловаться не побежал, а предпочёл втихую смыться без скандала, тоже нормально. Нажалуешься в такой ситуации, устроишь публичные разборки – себе самому хуже сделаешь. Всего и останется – найти мыло, верёвку да крюк.
И то, что «дочка» ни одного письмеца «любимому папочке» не написала, тоже понятно.
В общем, «ай да Пушкин, ай да сукин сын» сказочку то рассказал, да рассказал её не полностью. Сказочка на самом деле повествует о сексуально вывихнутом в кадетском корпусе офицере и его мальчикожене.
А чьи же это детки, с которыми после смерти папика приезжала поплакать на могилку «барыня»?
Детей, скорее всего, родила та самая кормилица, в компании которой «барыня» путешествовала.
Кстати, здесь http://proza.ru/2009/08/01/48 любопытный анализ «Евгения Онегина». Автор, на мой взгляд, грамотно и обоснованно показывает, что Онегин и Ленский были «не той» ориентации, а Ленский, вдобавок, весьма заинтересован «дамскими» штучками. Как бы не трансвестит.
Такие дела.
Думаю, можно.
Хочу немножко порассуждать о его рассказе «Станционный смотритель» из цикла «Повести Белкина».
Кто не помнит, фабула рассказа проста.
У некоего станционного смотрителя, то есть начальника ямской станции на тракте, есть любимая юная дочь-красавица. Проезжий петербургский офицер сманивает её и увозит с собой. Через какое-то время расстроенный папаша едет в Петербург с целью забрать обесчещенную офицером дочь под отчий кров.
Офицер встречает его неприветливо и норовит грубо выставить за дверь. Разговор их короток. Офицер заявляет, что намерен жениться на дочери безутешного папаши, после чего суёт тому денег и выталкивает за дверь.
Папаша на этом не успокаивается и начинает следить за офицером, чтобы узнать, где тот держит его дочь. Поиски оканчиваются успешно.
Папаша заходит в квартиру, которую снимает для его дочери похититель, и застаёт там милующуюся парочку с поличным. Дочурка визжит и падает в обморок, офицер банально бьёт папочке морду и спускает его с лестницы.
Расстроенный папаша удаляется.
Знакомые советуют папику жаловаться государю, но папик забивает на всё болт и уезжает несолоно хлебавши.
Через несколько лет он умирает. После его смерти к нему на могилку приезжает богатая барыня (непутёвая дочь) и плачет на кладбище.
Занавес.
– Ну и что? – спросит современный читатель.
А то, что поведение героев совершенно ненормально с точки зрения «понятий» того времени. В литературной критике «пушкиноведов» это почему-то игнорируется. Лопочут о некоей «притче», о некоей вариации на тему «блудного сына», разыскивают некий «сакральный» смысл, рассуждают о «трудной жизни» «маленького человека» и т.п.
А мне кажется, всё было совершенно не так.
Поедем с начала.
Похищение? В общем-то, банальщина. Не счесть глупых девиц, которых весёлые кавалеры умыкнули из родительского дома. Для некоторых это кончилось счастливо, для большинства – борделем и панелью. Эту часть мы проскакиваем без комментариев.
Далее папаша едет в Петербург и встречает там похитителя.
И начинаются «непонятки».
Если бы похититель НЕ ХОТЕЛ жениться на похищенной дочери, его поведение, описанное в повести, было бы совершенно нормальным. Именно так бы офицер и поступал – совал деньги и бил морду.
Точно так же, дочь, вступившая на «путь порока» и ставшая куртизанкой-содержанкой, совершенно спокойно смотрела бы, как её неумытого провинциального папашу спускают с лестницы.
Но офицер ХОЧЕТ жениться. А дочь – не «порочная девка», а НЕВЕСТА человека благородного сословия.
А ведут они себя…
Как ДОЛЖНЫ были вести себя офицер и дочь по нормам морали того времени? Даже не должны.
ОБЯЗАНЫ.
Упасть на колени, молить о прощении и просить родительского благословения. То, что папик – мещанин, а офицер – дворянин, в данном случае не имеет никакого значения. В описанное время браки дворян с девицами из мещанского и купеческого сословий и однодворками уже никого не шокировали и стали довольно обычными. И требовали обязательного и безусловного соблюдения всех «понятий».
Выгнать папашу невесты и набить ему морду по тем временам было ОГРОМНЫМ скандалом. Это сейчас к такому могут отнестись легко, посмеяться и похихикать. А тогда…
Скажем так, у новоиспечённой дворянки были бы большие проблемы среди её нового дворянского окружения. ТАКИЕ скандалы женская часть «общества» не прощала. Подвергали остракизму и фактическому бойкоту за меньшее.
Поэтому, как бы дочь ни относилась к отцу (в рассказе утверждается, что она его «типа любила»), в первую очередь она сама была заинтересована «разрулить» ситуацию мирно и тихо. И жениху сказала бы: «Если ты меня любишь, мы должны молить папеньку о прощении и просить родительского благословения».
А поступают они в точности наоборот. Словно специально нарываются на скандал, ничего хорошего в перспективе не сулящий. В первую очередь – будущей жене. Офицеру что – его из «мужской» тусовки не выгонят, пить и в карты играть с ним приятели не откажутся.
А вот новоиспечённую дворянку с таким «хвостом» в «дамское» общество не примут однозначно.
Но нашим влюблённым всё нипочём. Они будто абсолютно уверены, что папик никуда жаловаться не побежит и скандальничать не будет.
Поведение папаши так же совершенно непонятно. Папаша, между прочим, тоже «любит» свою «кровиночку».
Неужели НОРМАЛЬНЫЙ отец того времени, не изверг (а папаша описан, как нормальный, любящий отец, души в своей дочке не чающий), не обрадовался бы, что дочь «по чести» в «благородное» сословие выйдет?
И простил бы, и благословил бы, и расплакался бы от умиления и от радости за обожаемое любимое дитя.
Казалось бы, проблема выеденного яйца не стоит. И почвы для раздувания конфликта нет никакой. Всего-то старичку и надо было, чтобы его с дочкой любимой не разлучали. Неужели в поместье офицера для старичка уголочка бы не нашлось? Смотрел бы на дочку, тетешкался с внучатами, жил да радовался.
Ну вышло временное недоразумение. Бывает. Всё можно было отлично уладить к обоюдному согласию.
А что делают эти «переговорщики»? Складывается впечатление, что «договориться» ни одна сторона даже не пытается.
Папа: «Отдавай дочку, и не еб…т ни разу!»
Жених: «Пошёл на х…у, старый козёл!»
Дочка: «Бей папочку, любимый, только не очень больно!»
Уж да!
А почему папик, несмотря на советы знакомых, жаловаться не побежал?
Про государя Николая Павловича писали и говорили всякое – и чёрное, и белое. Но в одном сходятся все – «порядок» любил. И шкуру за «беспорядок» драл, не взирая на чины.
Так что жалоба папика вполне могла быть успешна.
Но не стал папик жаловаться. Уехал по-тихому в свой городишко и помер, так и не получив от любимой дочери весточки и не увидев внуков.
Печальная, в общем, история.
И странная.
Ну а теперь мысленно представим, что девочка Дуня была…
Девочка Дуня была, к примеру…
Была… мальчиком Алёшенькой.
И всё становится на свои места.
Поведение всех героев сразу становится «нормальным» и понятным.
Что ещё остаётся делать офицеру, кроме как сначала совать папику деньги, а потом бить ему морду и (в рассказе об этом не говориться) обещать закопать в лесу?
И то, что сын, наряженный барышней «по самой последней дамской моде» и сидящий на коленях у жениха, завидев папашу не молит у него о прощении и благословении, а тупо впадает в панику и хлопается в обморок, тоже не удивляет.
И то, что папик никуда жаловаться не побежал, а предпочёл втихую смыться без скандала, тоже нормально. Нажалуешься в такой ситуации, устроишь публичные разборки – себе самому хуже сделаешь. Всего и останется – найти мыло, верёвку да крюк.
И то, что «дочка» ни одного письмеца «любимому папочке» не написала, тоже понятно.
В общем, «ай да Пушкин, ай да сукин сын» сказочку то рассказал, да рассказал её не полностью. Сказочка на самом деле повествует о сексуально вывихнутом в кадетском корпусе офицере и его мальчикожене.
А чьи же это детки, с которыми после смерти папика приезжала поплакать на могилку «барыня»?
Детей, скорее всего, родила та самая кормилица, в компании которой «барыня» путешествовала.
Кстати, здесь http://proza.ru/2009/08/01/48 любопытный анализ «Евгения Онегина». Автор, на мой взгляд, грамотно и обоснованно показывает, что Онегин и Ленский были «не той» ориентации, а Ленский, вдобавок, весьма заинтересован «дамскими» штучками. Как бы не трансвестит.
Такие дела.